Перейти к основному содержанию

Логистические концепции и технологии в российском бизнесе

На мой взгляд, российские торговые и производственные компании (о логистических операторах отдельный разговор) можно разделить на две группы. Первая, довольно малочисленная — компании, в которых с логистикой и управлением цепями поставок всё очень даже хорошо. Всем нам эти компании хорошо известны по верхним строчкам отраслевых рейтингов, и разговор сейчас, собственно, не о них.

Вопрос в том, почему настолько многочисленна вторая группа — компании, в которых директор по логистике (а сейчас почти в каждой компании есть директор по логистике) верхом профессионализма считает получение через коммерсанта заявки от заказчика, передачу этой заявки поставщику и продавливание по цене экспедитора/перевозчика/складского оператора, при этом имея очень смутные представления о таких вещах, как, например, эффект хлыста. О существовании ABC-анализа, конечно же, известно, но на практике он ни разу не проводился. В таких компаниях считается, что логистика=перевозки (а маркетинг=реклама) и работать тому же директору по логистике и его подчиненным зачастую приходится в авральном режиме «пожаротушения».

Почему же компании упорно не желают повышать свою эффективность с помощью инструментов, которые предоставляет логистика? Всё и так хорошо? Но кризис показал, что это неправда. Помимо перекредитованности бизнеса, основными причинами кризиса (не мирового финансово-экономического, а кризиса конкретного отдельно взятого предприятия) как раз и являлись проблемы несогласованности действий подразделений компании, отсутствие системного управления запасами и слабая интеграция участников цепи поставок, т.е. сугубо логистические вопросы.

Между тем, сейчас уже нет никакого недостатка ни в методологической базе, ни в технико-технологическом обеспечении. Современные складские комплексы появились практически в каждом крупном центре, ИТ-решения есть на любой вкус, цвет и кошелек (ERP, WMS, TMS и т.д. и т.п.), штрих-код, RFID… И ведь главное, ничего не нужно выдумывать-изобретать — существует масса многократно опробованных, доказавших свою эффективность на практике концепций/методик/философий. Всевозможные MRP/DRP I/II, JIT, JIS, Kanban, Lean, Kaizen, QR, ECR, VMI, CPFR

Казалось бы, бери, перенимай опыт, внедряй, развивай, совершенствуй…

Автор

Генеральный директор Института логистики и управления цепями поставок

Вице-президент общероссийской общественной организации «Водители России»

Главный редактор информационного агентства «Новости логистики»

25+ лет в логистике

Опубликовано: 8 сентября 2010 года

Опубликовано: 8 сентября 2010 года

Есть вопросы?