4 июня термину Supply Chain Management исполняется 40 лет.
В этот день в 1982 году в Financial Times вышла статья High stock levels — not the answer to volatile demand.
В статье впервые публично и прозвучало название новой концепции:
Cadbury Schweppes is one of eight international clients which are currently using Booz, Allen’s rather grandly titled «supply chain management» concept.
Саму концепцию в конце 70-х придумал Кит Оливер, британский вице-президент консалтинговой компании Booz Allen, когда со своей командой работал над проектами для этих самых восьми клиентов (SKF, Heineken, Hoechst, Cadbury-Schweppes, Philips и ещё какие-то три).
Обозвали её консультанты сначала Integrated Inventory Management (интегрированное управление запасами), им казалось, что это броско и стильно.
Чтобы добавить жару, они ещё и превратили это в аббревиатуру I2M, и в полном восторге от своей креативности полетели в Голландию сдавать проект Филипсу (а может они это придумали уже по прилёту в одном из кофешопов Амстердама, их разрешили еще в 1972 году).
Но на встрече с заказчиком выяснилось, что их броская фраза оказалась не такой уж и броской:
На ключевом заседании управляющего комитета группа поделилась своим видением и представила новый термин и сопутствующую аббревиатуру.
Глаза представителей заказчика остекленели. Фраза не нашла отклика у участников заседания.
Один из руководителей, мистер Ван т’Хофф, потребовал от мистера Оливера объяснить, что он имеет в виду под I2M:
— Мы говорим об управлении цепью поставок (the management of a chain of supply), как если бы она была единым целым, — ответил Кит, — а не группой разрозненных функций.
— Тогда почему бы вам так это и не назвать? — сказал мистер Ван т’Хофф.
— Как назвать? — спросил Кит.
— Тотальное управление цепями поставок (Total supply chain management).
Так и родился новый термин. Оливер дал такое определение:
Управление цепями поставок (SCM) — это процесс планирования, реализации и контроля операций цепей поставок с целью максимально эффективного удовлетворения требований клиентов. Управление цепями поставок охватывает все перемещения и хранение сырья, незавершенного производства и готовой продукции от места происхождения до места потребления.
С таким определением он, конечно же, не сдал бы даже зачёт российским представителям научно-преподавательского сообщества — нельзя определять понятие через само себя (в определяющем не должно содержаться определяемого термина). Но придумал, как придумал, с этим уже ничего не поделать.
С тех пор термин 39 лет будоражил умы профессионалов и профессоров, а с 2021 года звучит уже из каждого утюга, от твиттера Белого дома и президента США до мемов в Тик-Токе (в контексте «кризис/проблемы цепей поставок»).
Справедливости ради надо отметить, что словосочетание Supply Chain (не Supply Chain Management) звучало и раньше. Впервые в СМИ еще в 1905 году в газете The Independent (про военные действия где-то в районе Индии), потом в 1912 году в Glasgow Herald (в новостях о «Балканской войне). Но там оно употреблялось в другом смысле, что-то типа «узлы снабжения войск».
В бизнес-смысле в 1981 года SMU Cox School of Business опубликовала научную статью коллектива авторов (Saed Alizamir, Aydın Alptekinoglu, Amar Sapra) на тему Demand management using responsive pricing and product variety in the presence of supply chain disruptions.
*******
Интересные факты не по теме:
Бывший консультант Booz Allen Мартин Кин написал мемуары о работе в компании и издал их под названием «Обитель лжи: Как стратегические консультанты крадут ваши часы, а затем сообщают вам время».
По книге потом сняли сериал «Обитель лжи» (House of Lies).
Bloomberg назвал Booz Allen «самой прибыльной шпионской организацией в мире». В 2002 году в штате Booz Allen было более тысячи бывших офицеров разведки. В 2007 году в компании работало более 10 000 сотрудников с допуском Top Secret/Sensitive Compartmented Information. Одним из таких сотрудников был сын Збигнева Бжезинского.
Booz Allen приложила руку к программе правительства США по слежению за финансовым транзакциям в сети SWIFT. Программа очень не понравилась Европейскому союзу, когда в 2006 году её рассекретили журналисты.
… и к программе PRISM Агентства национальной безопасности США по электронной слежке за коммуникациями и передвижениями граждан США и всего мира.
В 2013 году данные о PRISM передал журналистам другой сотрудник Booz Allen, бывший сисадмин АНБ и ЦРУ, наш нынешний соотечественник Эдвард Сноуден.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии